Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в Техникуме созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги организаторы, социальный педагог, медицинский пункт, так же созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления, обучения в техникуме и трудоустройства. Есть возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в техникуме |
1. | Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Количество обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 2023—2024 учебном году — 303 человека (из них 144 с инвалидностью) Подробно |
2. | Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов | Обучающимся техникума при возникновении необходимости предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы (по запросу обучающегося/законного представителя обучающегося) |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. Для организации учебного процесса детей обучающихся на дому (либо не имеющих возможности посещать очные занятия) установлена система трансляции лекций он-лайн.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. (Перечень кабинетов со списком используемого оборудования в кабинетах) Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет. Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. |
4. | Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В 2023—2024 учебном году в Техникуме отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются. |
5. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | В должностные инструкции всех работников включены пункты по оказанию помощи инвалидам в зависимости от нозологии. Помощь оказывает сурдопереводчик, так как обучаются дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие). Социальный педагог — социально-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением. Взаимодействие с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью в социум. Тьютор – осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Педагог – психолог осуществляет психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением и психологическое сопровождение образовательного процесса, социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мастера производственного обучения — организация коррекционно-развивающей образовательной среды, выбор и использование методического и технического обеспечения образовательного процесса. Планирование образовательной деятельности с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. |
6. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Организация тренингов с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям: — эффективная межличностная коммуникабельность студентов; — обучение навыкам самоконтроля; — развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; — обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; — формирование лидерского потенциала; — повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; — групповая психотерапия лиц с ОВЗ.Организация психологической помощи: а) консультация лиц с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами; б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости. |
7. | Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ Территория КГБ ПОУ ХПЭТ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подробно |
8. | Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования студентов по организационным и учебным вопросам; работа с семьей студента; методическая работа с преподавателями; организация внеучебной (воспитательной) работы со студентами; оказание содействия студентам с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.Психолого-педагогическое сопровождение в техникуме организует педагог-психолог Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Наталья Михайловна Омельченко. Основные направления работы: · Консультативная деятельность · Психодиагностическая работа · Коррекционно-развивающая деятельность · Просветительская и профилактическая работа · Экспертная работа · Организационно-методическая деятельность |
В Техникуме ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Наличие в КГБ ПОУ ХПЭТ специальных условий для получения образования обучающимися – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (обеспечение доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ) — ПРОСМОТРЕТЬ
Письмо Минобрнауки РФ от 03.18.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» — ПРОСМОТРЕТЬ
Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 Г. N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» — ПРОСМОТРЕТЬ
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — ПРОСМОТРЕТЬ
Программа Хабаровского края «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве»- ПРОСМОТРЕТЬ
Сайт «Жить вместе»: